Взгляд за угол

Фары всегда были и остаются одной из главных «проблемных зон» автомобиля. Их силы всегда недостаточно для освещения дороги, в то же время они слишком ослепляют. Над этим противоречием бьется уже не одно поколение исследователей. В 1958 году американские компании предложили фотоэлементы, автоматические переключающие свет фар с дальнего на ближний при разъезде со встречным автомобилем. Это сняло лишь часть проблемы. Некоторые энтузиасты предлагали даже поляризовать свет фар, чтобы водители ночью ездили в особых очках. И вот в очередной раз нам кажется, что мы близки к решению задачи.

Поставщики автомобильной светотехники создали новое поколение световых приборов, снабженных «умными» корректирующими механизмами. Конечно, известны гидрокорректоры фар, изменяющие их наклон в зависимости от того, приседает автомобиль под тяжестью загруженной в багажник поклажи или же он движется пустым. Можно вспомнить и поворотные фары – на очень дорогих моделях их применяли еще в 1920-е годы, на более доступных (но тоже экзотичных) – в 1960-е. Главным препятствием к управлению фарами была… сама их конструкция. Рассеиватель, распределяющий свет от источника, представлял собой наружное стекло фары. Тыльная же часть её корпуса выполняла роль отражателя. Такая схема, назовем её классической, восходит, наверное, к мифическому маяку острова Фарос.

Сегодня фары изменились. Наружное стекло больше не рассеивает, а просто пропускает свет, служа аэродинамическим колпаком. Функцию рассеивателя принял на себя многофокусный отражатель. Появились также очень компактные полиэллипсоидные фары (еще их называют проекционного типа), в которых свет отражателя поступает на фокусирующую линзу, направляющую пучок на дорогу. В таких фарах используют подвижные экраны для придания пучку нужной в данный момент формы. Наконец, не за горами внедрение на серийные автомобили оптоволоконных фар, формирующих пучок при помощи десятков световодов с индивидуальными линзами.

Если бы беда была только в ослеплении встречных водителей! Поле зрения человека, ведущего машину по ночной дороги, сужается до границ светового пятна. Он не видит приближающихся со стороны пешеходов и животных, не может вовремя отреагировать, скажем, на машину, вставшую у обочины.

Некоторые компании, например известная американская оборонная фирма Raytheon, предложили дополнить обычные фары инфракрасной системой ночного видения. Таковая может быть установлена на автомобилях Cadillac. Однако это еще одно решение из разряда экзотических. Гораздо более реальны устройства, меняющие пучок фар в зависимости от скорости движения машины и угла поворота колес. Это уже не «прямолобые» механические фаровращатели и не дополнительно включаемые лампы (какие применялись на Cadillac еще в 1970-е годы для облегчения парковки в темноте). Современные системы работают по гибкому алгоритму.

Приведем в пример систему Active Light System новых автомобилей Mercedes-Benz. Она направляет луч в сторону поворота автомобиля, что улучшает освещение дороги примерно на 90%. Если прежде при прохождении криволинейного участка дороги. радиусом 190 м фары могли осветить его на глубину около 30 м, то теперь – на все 55 м. Микропроцессор, встроенный в единую шину обмена данными, постоянно корректирует работу Active Light System сообразно скорости движения и углу поворота рулевого колеса. Особо изменяется освещение в режиме езды по городу. В этом случае фары захватывают сектор с углом до 65° на расстояние до 30 м от машины, что прежде было невозможно. Правда, при быстрой езде такой режим теряет всякий смысл и даже становится опасным, поэтому его действие ограничено скоростью 40 км/ч. При повороте руля боковая подсветка усиливается с той стороны, в которую направляется машина. Примечательно, что «умная» подсветка не загорается внезапно – свет усиливается или, наоборот, приглушается плавно, давая глазам приспособиться.

Для того чтобы не возить дополнительную лампу только ради боковой подсветки, на нее возложили еще и функцию противотуманки. Более того, компания Mercedes-Benz предлагает обходиться единственным мощным источником (газоразрядная лампа) как для ближнего, так и для дальнего света. Когда не требуется освещать дорогу далеко впереди машины, между лампой и рассеивателем фары выдвигается экран, отсекающий часть светового пучка.

Некоторые компании, например Nissan, работают над системой управления фарами, привязанной к спутниковой навигационной системе. Это позволит более точно направлять свет при прохождении сложных транспортных развязок, и даже, возможно, вести машину «за лучом», помогая водителю ориентироваться. Однако пока навигационные системы подводят даже в своей первоначальной функции, доверять им заботу о безопасности нельзя. Впрочем, на основе алгоритма определения наиболее важной цели (применяется в самонаводящихся ракетах, бомбах, снарядах, а также в системах управления огнем) разрабатывается устройство, которое вне зависимости от того, видит её водитель или нет, превентивно реагирует на возникшую на дорогое преграду. Неужели в будущем фару заменят прибором ночного видения и чувствительными датчиками?
Дата публикации: 15.09.2007