Задние дисковые тормоза с механическим приводом стояночного тормоза
Применяемые на автомобилях «Москвич» семейства 2141 задние барабанные тормоза не всегда обеспечивают достаточную эффективность торможения для длиннобазных модификаций автомобилей ( «Юрий Долгорукий», «Князь Владимир», «Калита»), центр масс которых смещен в сторону задней оси относительно базовой модели. Кроме того, барабанным тормозным механизмам присущи определенные недостатки. Во-первых, в зимнее время при стоянке машины с включенным стояночным тормозом нередко примерзание колодок к барабанам. Во-вторых, барабанные тормоза имеют несколько больщее время реакции, чем дисковые, что затрудняет последующую установку АБС.
К сожалению, серийно задние дисковые тормоза устанавливались на автомобили «Москвич» в очень ограниченном количестве и приобрести их механизмы кране затруднительно. Эти тормозные механизмы имели однопоршневой суппорт и специальный винтовой механизм с пружиной для подключения тросового привода стояночного тормоза. Однако возможно использование задних дисковых тормозных механизмов аналогичной конструкции от автомобилей иностранного производства.
Ниже показан дисковый тормозной механизм от автомобилей иностранного производства, установленный на автомобиле «Москвич-2141». Конструкция разработана и устанавливается фирмой «Техоснастка-Ралли»:
Аналогичная конструкция задних дисковых тормозных механизмов применялась и другими фирмами, например, SVR-Conversions:
При установке задних дисковых тормозных механизмов зачастую используют штатные передние диски автомобиля «москувич-2141». Суппорт закрепляется на специальной переходной пластине, устанавливаемой на штатные крепежные места цапфы ступицы заднего колеса в месте ее крепления к балке заднего моста. Ступица заднего колеса либо протачивается под установку диска, либо изготавливается заново. Тормозной суппорт используется импортного производства со специальным винтовым механизмом привода стояночного тормоза. Такая конструкция, показанная на обоих вышеприведенных рисунках, обеспечивает выполнение всех требований, предъявляемых к тормозным системам задних колес. Недостатком конструкции является ее достаточно высокая стоимость, вызванная применением импортных тормозных суппортов, т.к. такие суппорта для задних колес отечественной промышленностью не выпускаются.
Более дешевым решением дисковых задних тормозных механизмов является применение в качестве тормозных суппортов задних колес суппортов передних колес автомобилей «Москвич-2141» или «Москвич-2140». В этом случае стояночный тормоз выполнят с гидроприводом таким образом, чтобы рабочая тормозная система работала на малые поршни суппортов, а стояночная тормозная система — на большие поршни суппортов. Необходимо отметить, что применение гидравлического стояночного тормоза не одобрено стандартом в связи с трудностями поддержания рабочего давления в стояночной системе в течение длительного времени, т.е. со временем в связи с перепуском жидкости заторможенный гидравлическим стояночным тормозом автомобиль постепенно растормаживается. Однако практически в исправной системе такое растормаживание происходит через очень значительное время, поэтому в большинстве практических применений такое решение вполне допустимо.
При отказе от диагонального привода колес существует также решение с применением однопоршневых суппортов, такое, что трасса рабочей тормозной системы проходит через главный цилиндр стояночного тормоза, однако такое решение значительно снижает надежность тормозной системы в целом. В случае же применения отдельных поршней для рабочей и стояночной тормозных систем для стояночной тормозной системы используется отдельный главный тормозной цилиндр, установленный под днищем автомобиля вблизи рычага стояночного тормоза, а бачок стояночной тормозной системы как правило размещают под капотом автомобиля.