Подогрев не только двигателя, но и салона

Жил-был у меня под капотом электроподогреватель…

Подогреватель

…включался он по утрам таймером, детищем советских высоких технологий. И так и жил бы себе скромно, но надоело мне зимой примерзать к рулю по утрам и заводить на бензине несмотря на подогретый двигатель — газовый редуктор за пару часов прогрева по таймеру оставался холодным, а дольше жечь электричество только ради редуктора нецелесообразно.

На фоне вызванного многочисленными положительными отзывами о работе дополнительной электропомпы от газели в контуре отопителя желания поставить оную, родилась идея не просто подогрева тосола в блоке, а одновременного прогрева салона. Идея такова: во время подогрева электропомпа принудительно гоняет тосол по контуру отопителя и одновременно включается двигатель отопителя на малой скорости (чтобы не греть зря воздух вокруг машины).

Итак, решено посягнуть на спокойное существование подкапотного пространства.

Объект посягательства

Для реализации задумки необходимо: блок питания (далее БП) от ПК с разъемом для монитора использовал АТХ), реле на 12В с двумя группами переключения на коммутируемый ток не менее 8А использовал два пятиконтактных, стандартных для ЧЯ, в которых по одной группе переключения), пару колодок мама/папа для внедрения в цепь питания двигателя отопителя (чтобы иметь возможность быстрого возврата к классической схеме при выходе БП из строя), ну и, собственно, электропомпу.

Сначала готовится БП. Для АТХ выглядит так. Обрезаем 6 желтых (+12В), 6 красных (+5В), 12 черных (масса) и зеленый (сигнал включения) провода из расчета закрепить их при помощи контактной колодки которой провода болтами зажимаются) на стенке БП, откуда они выходят. Остальные провода выпаиваем или обрезаем под корень — они не нужны. Все провода собираем в 3 кучи соответственно цветам (черные можно разделить на 2). К черным добавляем зеленый, это сигнал включения БП. Все облуживаем и зажимаем в колодке. Переключатель 110—230 удаляем от греха подальше, удаляем также и выключатель, если есть — он будет только зря мешаться.

БП я разместил на крыле под расширительным бачком на металлическом кронштейне, обеспечив контакт с массой кузова. Никаких чехлов и пыльников не применял, а зря или нет — покажет время. Два реле разместил на перегородке моторного отсека в районе разъема мотора отопителя. Питание от электросети на подогреватель подается от разъема БП предназначенного для монитора. Так оказалось проще — просто от подогревателя обрезал вилку типа А и прицепил разборную вилку типа В. Штатный светодиод на ОТ уже давно пылился без дела — и ему нашлось применение — чтоб нечаянно не уехать из гаража с куском розетки на шнуре ;)

БП установлен под расширительным бачком.
Виден провод питания подогревателя. Сетевой провод еще не подключен

Т.к. магистраль отопителя у меня уже была модернизирована ранее (из отопителя и газового редуктора охлажденный тосол поступает не непосредственно в помпу, а через термостат, что делает температуру двигателя при включенном вентиляторе отопителя менее нестабильной), то электропомпу было решено врезать в шланг, идущий к термостату, что позволяет принудительно прогонять тосол не только через радиатор отопителя, но и рубашку обогрева газового редуктора, что и требовалось.

Электропомпа установлена, но патрубок к термостату еще не подведен. Схема подключения проста до безобразия.

Схема подключения

Монтаж и испытания производились при температуре –5…–10С. В салоне по утрам стало заметно теплее. Конечно напрягала мысль о том, что БП от офисного оборудования не предназначен для эксплуатации в подобных условиях. Но вот на градуснике –27. Одежда по сезону, но руки при открывании гаража дубеют. Сажусь в салон. Не «Ташкент», но значительно теплее. Помня прошлогодний опыт таскания машинки после работы в такую погодку «на галстуке» с перемерзшей коробкой и посаженной в ноль АКБ, решил на работе выкинуть провод и подключить свой подогрев. Комнатный БП стойко терпит жесткий минус — из окна хорошо виден красный глаз светодиода.

В итоге — даже не замечаю, что на улице перевалило за -20. Даже стал сомневаться, что температура ниже –10 — пока до авто дойду — замерзнуть не успеваю, а в машине — не ниже -10. Не «Ташкент», но приятно. И неприкосновенный запас бензина тревожить не приходится. В общем — доволен не только тем что что-то сделал, но и явными результатами. Хочется только подогреватель помощнее, иначе в мороз под тридцатник приходится заслоночку теплого воздуха прикрывать, чтоб двигатель согрелся лучше.

В перспективе вывести разъем питания БП на бампер чтоб капот по два раза в день лишний раз не дергать. И таймер поставить небольшой, который в виде розетки рублей за 300 продается, чтоб в гостях рано утром не подрываться, а пить кофе спокойно.

Из обнаруженных недостатков:
1. при установке на подогрев ручку отопителя нужно незабывать ставить в положение «тепло», иначе салон прогреваться не будет;
2. если уж сильный мороз (-30) чтоб не выхолаживать двигатель, ручку отопителя нужно ставить в положение «холод»;
3. при п.2 и сильной метели на торпеду задувает немного снега: (;
4. следствие п. 1: нужно делать регулировку температуры электроклапаном (обсуждалось где-то ), следствие п. 2, п. 3: нужно делать рециркуляцию: ).

Дата публикации: 22.02.2009