Сцепление АЗЛК

Двигатель соединяется с ведущими колесами автомобиля через узлы и механизмы трансмиссии. Одним из важных механизмов трансмиссии является сцепление, которое предназначено для плавного соединения маховика двигателя с первичным валом коробки передач при трогании автомобиля с места.

Кроме того, в моменты переключения передач, при торможении или остановке автомобиля, сцепление разъединяет двигатель от трансмиссии. Этим достигается плавное переключение передач, уменьшение износа деталей трансмиссии, тормозных механизмов и повышается эффективность торможения. Сцепление снижает действие крутильных колебаний на детали трансмиссии.

Сцепление однодисковое. сухое, постоянно замкнутого типа. Его действие основано на передаче крутящего момента за счет сил тре-ния, которые возникают в механизме между поверхностями маховика 20, фрикционных накладок 23 ведомого диска и нажимного диска 24 при их сжатии. Нажимной диск вместе с кожухом 22 сцепления крепится шестью болтами к маховику и является ведущей частью механизма, а ведомый диск, насаженный при помощи ступицы 37 на шлицы первичного вала 43 коробки передач, является ведомой его частью.

Прижатие дисков к маховику обеспечивается диафрагменной пружиной 35, а разъединение дисков осуществляется механическим приводом. Механизм сцепления заключен в литой картер 18, который крепится к заднему торцу блока цилиндров болтами. В связи с тем, что двигатели 2106-70, 331 и 3317 имеют разную конструкцию блоков цилиндров и различные расположения стартеров, картера сцепления для каждого типа двигателя также разные в элементах, не имеющих отношения к механизму сцепления.

В верхней части картера выполнен смотровой люк, предназначенный для проверки момента зажигания. Рядом с люком установлено вентиляционное сопло 30, через которое поступает холодный воздух для охлаждения механизма. В боковых бобышках картера выполнены отверстия для установки вала 36 выключения сцепления и его пластмассовых втулок. Для фиксации вала выключения сцепления в осевом направлении в картере установлен фиксатор 45. В центральное отверстие картера вставлена резиноармированная манжета 42 первичного вала коробки передач, а с внутренней стороны установлена пластмассовая направляющая втулки 41 подшипника 39 выключения сцепления.

Кожух сцепления вместе с нажимным диском, диафрагменной пружиной и входящими деталями представляет собой неразборный узел. Кожух 22 сцепления стальной, штампованный. На фланце кожуха имеются шесть отверстий для крепления его болтами к маховику и три отверстия для фиксации кожуха на маховике с помощью трех штифтов 21. В центральном отверстии кожуха отштампованы двенадцать выступов, которые загибаются внутрь кожуха под углом 100… 110. Выступы охватываются опорным кольцом 31, которое приваривается к кожуху. Затем устанавливаются нажимная пружина 35, через ее отверстия проходят выступы кожуха, и второе опорное кольцо 31.

После чего выступы дополнительно загибаются. Оба кольца являются опорами нажимной пружины 35, относительно которых она прогибается. Нажимная диафрагменная пружина отштампована из стальной пружинной стали в виде конуса с двенадцатью лепестками во внутренней части. Прорези между лепестками оканчиваются прямоугольными отверстиями, в которые проходят выступы кожуха. Лепестки выполняют роль рычагов выключения сцепления. Концы лепестков в месте контакта с подшипником имеют повышенную твердость и износостойкость. Нажимной диск 24 литой, чугунный. По его окружности выполнены три наружных выступа с отверстиями под заклепки и двенадцать вентиляционных пазов. Выступы нажимного диска связаны с фланцем кожуха сцепления тремя парами прикрепленных упругих пластин, через которые передается крутящий момент и которые позволяют перемещаться нажимному диску в моменты выключения сцепления. Ведомая часть сцепления включает: ведомый диск в сборе с пружинными пластинами и фрикционными накладками, демпфер (гаситель) крутильных колебаний и ступицу.

Сцепление Москвича

1. Гайка болта крепления наружного рычага вала.
2. Шайба.
3. Заглушка вала.
4. Болт крепления наружного рычага вала.
5. Наконечник троса привода выключения сцепления.
6. Вкладыш упорный наружного рычага.
7. Рычаг вала наружный мод. 2141.
8. Чехол защитный троса привода выключения сцепления.
9. Каркас.
10. Демпфер троса привода выключения сцепления.
11. Подшипник первичного вала коробки передач.
12. Болт крепления маховика.
13. Резьбовая втулка.
14. Контргайка.
15. Наконечник оболочки троса.
16. Оболочка троса.
17. Трос привода выключения сцепления.
18. Картер сцепления мод. 2141.
19. Щиток картера сцепления.
20. Маховик двигателя.
21. Штифт установочный кожуха сцепления.
22. Кожух сцепления.
23. Фрикционные накладки ведомого диска.
24. Нажимной диск.
25. Коленчатый вал двигателя.
26. Упорное кольцо ведомого диска.
27. Пластина демпфера ведомого диска.
28. Кольцо ведомого диска.
29. Фрикционное кольцо.
30. Вентиляционное сопло.
31. Опорные кольца.
32. Пружинная пластина.
33. Ведомый диск.
34. Пружина демпфера.
35. Диафрагменная пружина.
36. Вал выключения сцепления.
37. Ступица ведомого диска.
38. Кожух подшипника выключения сцепления.
39. Подшипник выключения сцепления
40. Фланец подшипника.
41. Направляющая втулка.
42. Манжета уплотнительная первичного вала.
43. Первичный вал коробки передач.
44. Втулка вала выключения сцепления большая.
45. Фиксатор вала выключения сцепления
46. Пружина подшипника выключения сцепления.
47. Пружина поджимная.
48. Соединительная пластина.
49. Заклепка соединительной пластины.
50. Болт крепления кожуха сцепления к маховику.
51. Втулка вала выключения сцепления малая
52. Заклепка крепления фрикционной накладки.
53. Упорный палец.
54. Картер сцепления мод 21412.
55. Рычаг вала наружный мод 21412.

Дата публикации: 03.10.2007