Система зажигания

Зажигание рабочей смеси в цилиндрах двигателя осуществляется электрическим разрядом между электродами свечей зажигания. Разряд обеспечивается высоким напряжением, создаваемым катушкой зажигания, питающейся от аккумуляторной батареи генератора. Для бесперебойного искрообразования высокое напряже ние между электродами свечи зажигания составляет не менее 12000 В на всех режимах работы двигателя.

К приборам контактной системы зажигания относятся распределитель зажигания, катушка зажигания, свечи зажигания. выключатель (замок) зажигания и провода высокого и низкого напряжения. Распределитель зажигания предназначен для прерывания тока низкого напряжения в цепи катушки звжигания, распределения импульсов тока высокого напряжения по свечам цилиндров двигателя и обеспечения требуемого момента зажигания смеси в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя. На автомобилях применяется четырехискровой неэкранированный распределитель зажигания (30.37d6 для мод.2141-01 и 47.37.06 для мод.21412-01. 2141) с центробежным и вакуумным регуляторами угла опережения зажигания.

Распределители зажигания 30.3.06 и 47.3706 различаются между собой характеристикой регулятора опережения зажигания, конструкцией некоторых деталей и местом расположения и крепления на двигателе. Конструкция распределителя зажигания 47.3706 Корпус 64 распределителя зажигания отлит из цинкового сплава и имеет залитый в нее стальной хвостовик, в который запрессованы два подшипника скольжения 76. Подшипники скольжения смазывают капельной масленкой. Распределитель зажигания включает в себя: прерыватель тока низкого напряжения, распределитель тока высокого напряжения, центробежный и вакуумный регуляторы опережения зажигания. Прерыватель 112 тока низкого напряжения расположен на подвижной пластине 86 и состоит из стойки ив с неподвижным контактом 85 и рычажка 89 с контактом и текстолитовым упором, прижимаемым к кулачку 66. Поверхность кулачка смазывается пропитанным маслом фитилем 79. Между подвижной пластиной и неподвижной пластиной, являющейся обоймой 80 подшипника, установлен шариковый подшипник. Параллельно контактам прерывателя подсоединен конденсатор 63, укрепленный снаружи на корпусе распределителя.

Распределитель 116 тока высокого напряжения включает в себя бегунок (ротор) 63 с контактной пластиной 69 и крышку 67 с электродами. 6 центральный электрод крышки вмонтирован комбинированный уголек с помехоподавляющим сопротивлением. Уголек под действием пружины 70 прижимается к контактной пластине бегунка. Бегунок, вращаясь вместе с валиком прерывателя -распределителя, направляет ток высокого напряжения, поступающий по высоковольтному проводу от катушки зажигания к центральному электроду крышки. на боковые электроды.

Через высоковольтные провода с наконечниками, соединяющие боковые электроды крышки со свечами, ток высокого напряжения поступает на электроды свечей в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров двигателя. Чтобы сгорание топлива происходило своевременно и с наибольшей эффективностью, каждой частоте вращения коленчатого вала необходим свой угол опережения зажигания. Углом опережения зажигания называется угол поворота кривошипа коленчатого вала из положения, соответствующего появлению искры между электродами свечи зажигания, до положения, при котором поршень будет находиться в ВМТ. Если угол опережения будет слишком большим. возникнет резкое нарастание давления газов до прихода поршня в ВМТ, что приведет к уменьшению мощности и снижению экономичности двигателя.

Кроме того, работа двигателя под нагрузкой будет сопровождаться стуками и повышенным нагревом двигателя. При более позднем зажигании горение смеси будет происходить за ВМТ в увеличивающемся объеме. При этом давление газов в цилиндре будет значительно ниже, чем при своевременном зажигании, поэтому мощность и экономичность двигателя также понизятся. Кроме того, двигатель при этом сильно перегревается. Требуемый угол опережения зажигания на всех режимах работы двигателя в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя и его нагрузки автоматически обеспечивается центробежным и вакуумным регуляторами. Центробежный регулятор под действием центробежной силы грузиков изменяет угол опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Регулятор состоит из пластины 60, неподвижно закрепленной на валике 77, двух грузиков 75, установленных на осях пластины, двух пружин 74 грузиков, закрепленных одним концом за стойку пластины, другим — за грузик. Вакуумный регулятор 84 опережения зажигания в зависимости от нагрузки двигателя изменяет угол опережения зажигания. В колпусе регулятора расположена диафрагма 82, которая тягой 81 шарнирно соединена с подвижной пластиной прерывателя.

С противоположной стороны на диафрагму нажимает пружина 63. Корпус диафрагмы соединен с подвижной пластиной прерывателя. Корпус диафрагмы соединен латунной трубкой со смесительной камерой карбюратора для воздействия разряжения, создающегося в камере, на диафрагму регулятора 84. Работа распределителя зажигания Валик распределителя зажигания через кулачковую муфту приводится во вращение приводом распределителя от коленчатого вала двигателя. При вращении валика кулачок 66 размыкает контакты гранями, набегающими на текстолитовую подушечку рычажка, производя разрыв пер-вичной цепи Центробежный регулятор с увели-чением частоты вращения коленчатого вала двигателя под действием грузиков. которые преодолевают усилия, пружин, разворачивает кулачок навстречу вращения валика. Изза углового перемещения кулачка относительно валика размыкание контактов происходит раньше, в результате чего угол опережения зажигания увеличивается, обеспечивая своевременное воспламенение и сгорание рабочей смеси. При уменьшении частоты вращения коленчатого вала пружины возвращают грузики. а следовательно, и кулачок в прежнее положение — угол опережения зажигания уменьшается. Вакуумный регулятор изменяет угол опережения зажигания е зависимости от нагрузки двигателя.

С увеличением нагрузки разрежение во впускной трубе уменьшается и пружина вакуумного регулятора, отжимая диафрагму, поворачивает пластину прерывателя по направлению вращения валика распределителя, вследствие чего угол опережения уменьшается, обеспечивая своевременное воспламенение сгорание) рабочей смеси. При уменьшении нагрузки разрежение во впускной трубе возрастает и диафрагма под действием разрежения выгибается и тянет за собой тягу, которая поворачивает пластину прерывателя вместе с рычажком против направления вращения валика распределителя, в результате чего угол опережения зажигания увеличивается. Усилие пружины подобрано таким образом, чтобы обеспечивалось требуемое изменение моментов зажигания в зависимости от увеличения или уменьшения нагрузки двигателя. На автомобилях мод. 2141-01 и мод. 21412-01. 214122 устанавливаются катушки зажигания типа Б117А и Б115В (соответственно). Катушка зажигания служит для преобразования тока низкого напряжения (12 В) первичной цепи в ток высокого напряжения (20…24 кВ) вторичной цепи.

Высокое напряжение необходимо для пробоя искрового промежутка между электродами свечей зажигания и воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя. Катушка зажигания установлена на автомобиле мод. 2141-01 на щите передка, а на автомобиле мод. 21412-01 и 214122 на правом брызговике. Сердечник 79 и кольцевой магни-топровод 81 катушки изготовлены из листов электротехнической стали. Вторичная обмотка 80 намотана на втулку из электротехнического картона. Обмотка выполнена многослойной, причем для улучшения изоляции каждый слой обмотки отделен от другого бумажной прокладкой. На вторичную обмотку с большим числом витков (52000…23000) провода диаметром 0.07…0.1 мм надета картонная трубка, по-верх которой намотана первичная обмотка 82 катушки, имеющая сравнительно небольшое чис-ло витков (180…ЗДО) из проволоки диаметром 0.7…0.8 мм, покрытой эмалевым лаком.

Система зажигания

1. 77. Валики распределителей.
2. Масло отражательная муфта.
3 Шайба.
4. Провод низкого напряжения.
5. Держатель фитиля.
6, 85. Неподвижный контакт прерывателя.
7. Винт крепления проводника массы.
8. Пружинная шайба.
9, 81. Тяги вакуумных регуляторов.
10, 62. Масленки
11. Подшипник
12, 86. Подвижные пластины преры вателей.
13. Поджимная пружина прерывателя.
14, 73. Защелки.
15. Корпус вакуумного регулятора.
16, 82 Диафрагмы
17. Трубка вакуумного регулятора.
18. Крышка вакуумного регулятора
19. Гайка.
20, 83 Пружины вакуумного регулятора.
21, 59, 79. Фитили
22. Опорная пластина центробежное го регулятора.
23, 68. Роторы (бегунки)
24 Боковой электрод с клеммой
25, 67 Крышки
26 Центральный электрод с клеммой
27, 71 Контактные угольки
28, 69 Контактные пластины
29 Резистор
30 Наружный контакт ротора
31, 74. Пружины грузовиков
32, 60. Пластины центробежных регуляторов
33, 75. Грузики центробежных регуляторов.
34. Изоляционная втулка подвижного контакта.
35, 66. Кулачки прерывателя.
36. Подушечка прерывателя.
37, 89. Рычажки прерывателей.

Дата публикации: 27.09.2007