Рычаги от Святогора в 2141

Направляющий аппарат передней подвески «сорок первого» «Москвича» (фото 1) прост: всего-то два поперечных рычага и стабилизатор поперечной устойчивости, который воспринимает продольные усилия. Конечно, телескопическая стойка тоже направляющий элемент, но сейчас речь не о ней. В подвеске минимум резинометаллических шарниров – по три на сторону. На стабилизаторе их можно заменять голыми руками, но делать это приходилось так часто, что эти «резинки» начинали восприниматься как расходный материал. Терялись время, деньги.
Ситуацию ухудшает «изобилие» на рынке, в том числе – этих «резинок»: тут и «москвичовские», и «усиленные», и «для Святогора» – сделанные неведомо где и кем. Поставишь – а износ еще быстрее, чем у прежних, заводских…

Чтобы разобраться в том, как сделать подвеску надежнее, затронем историю модернизации шарниров. Ведь в конце концов на заводе пришли к положительным результатам, подтвержденным испытаниями.

Вид снизу спереди на стабилизатор поперечной устойчивости. Здесь уже стоят литые скобы. Подушки штанги стабилизатора. Слева – последний вариант.
Скобы штанги стабилизатора. Внизу – измененная. Правильная ориентировка скоб подушек штанги стабилизатора – «широкой» стороной вовнутрь автомобиля.
Шарниры штанги стабилизатора. Слева – модернизированный. Модернизированный сайлент-блок (внизу) заменяет три детали разом. Кстати, судя по форме ребер, упоры на фото явно из племени самоделок.
Оптимальный комплект деталей для переборки подвески: рычаги с запрессованными «ушастыми» сайлент-блоками, модернизированные шарниры штанги стабилизатора, подушки и скобы.

Необходимость таких работ стала особенно очевидной при подготовке к производству более тяжелых модификаций «Москвича» – прежде всего, с мощным двигателем «Рено». Нагрузки на подвеску существенно увеличились. К модернизации завод подталкивали и московские таксисты с их агрессивным стилем езды, да и многие владельцы-практики.

Идеология работ выражалась двумя словами: массив и натяг. И то и другое надо было увеличить.

На фото 2 справа показываем исходную, старую подушку штанги стабилизатора – 2141-2906040. Приступив к модернизации, сначала увеличили только ее высоту (рис. 1), сохранив скобу штанги стабилизатора – натяг, соответственно, вырос. (Гаражные умельцы достигали похожего результата, прокладывая между поперечиной и подушкой прокладку – например, кусок камеры от шины грузовика. Или делали вставки из полоски стали толщиной 1,5 мм – рис. 2.)

На следующем этапе подушка раздалась в ширину и лишилась «гребня», страхующего от поперечных смещений. Такая деталь – 2336-2906040 – показана на фото 2 слева. Предназначенная для нее скоба теперь имеет буртики по краям. Они удерживают подушку и заодно увеличивают натяг (фото 3, нижняя).

Чтобы увеличить жесткость скобы, перешли от штамповки из листа к литью. Вид «паровозный», но о деформациях от случайного удара с тех пор забыли – такую не согнешь (фото 3, верхняя). Кстати, скоба подушки несимметрична: чтобы все правильно работало, ее нужно ставить «широкой» стороной внутрь автомобиля (фото 4).

Если вам негде купить скобы и подушки последнего варианта, вспомните хотя бы гаражный способ увеличения натяга.

Рис. 1. Изменение высоты подушки штанги стабилизатора.
Рис. 2. Варианты увеличения натяга подушки штанги стабилизатора.
Рис. 3. Неправильный способ увеличения натяга шарнира штанги стабилизатора. 1 и 2 – места повреждения шарнира. Рис. 5. Основные размеры «ушастого» сайлент-блока 2141-2904046.
Рис. 4. Основные размеры рычага подвески для модернизированных шарниров.

Модернизированные шарниры штанги стабилизатора 2141-2906044-10 (фото 5, слева) внешне очень похожи на прежние, 2141-2906044 (фото 5, справа). Но они невзаимозаменяемы – угол конуса теперь больше. Одновременно изменились посадочные места в рычаге, натяг в соединении увеличился. Новый рычаг ставится только с новыми шарнирами.

Кстати, гаражный разум и для этого шарнира придумал «панацею» (рис. 3): отрезав часть внутренней арматуры, шарнир можно затянуть сильнее. Вот только эффект быстро пропадал – из-за перенапряжения шарнир разрушался по показанным местам. Так делать не стоит.

Побороть капризы упоров сайлент-блока рычага в гараже трудно… А конструкторы радикально изменили весь шарнир (фото 6): вместо двух упоров и сайлент-блока 2140-2904046, оставшегося от «сорокового» «Москвича» (на фото – вверху), получился «ушастый» сайлент-блок 2141-2904046 (внизу). Диаметр отверстия в рычаге уменьшили с 39 до 32 мм. Теперь для ремонта подвески лучше покупать рычаг в комплекте с запрессованными сайлент-блоками. Самому собрать весьма трудоемко – понадобятся пресс и специальные конические оправки. Имейте в виду: «правильные» рычаги (рис. 4) выпускаются только под «ушастый» сайлент-блок (рис. 5) и измененные шарниры штанги стабилизатора (фото 5) одновременно. Рычаги с иными сочетаниями – халтура.

Чтобы надолго забыть о ремонте подвески, покупайте все модернизированные детали разом (фото 7, таблица). И не смущайтесь, если на ценнике написано «для Святогора». Как бы ни пыжились не помнящие родства «богатыри» да «князья», от работяги «Москвича», в коем их корни, они недалеко ушли.

ЦЕНЫ ДЕТАЛЕЙ ПОДВЕСКИ, руб.
Наименование детали Количество, шт. Цена за 1 шт. Общая цена
Шарнир штанги стабилизатора 4 19 76
Подушка штанги стабилизатора 2 15 30
Скоба штанги стабилизатора 2 39 78
Рычаг подвески в сборе 2 225 450
Итого: 634



Автор: Виталий Урюков

Дата публикации: 24.09.2007