Балансировка карлсона
Устранения дисбаланса вентилятора охлаждения радиатора Реногора
методом кругового обхода
Метод направлен на устранение только «статической» неуравновешенности, но в «динамическом» режиме, т.к. значительная сила трения в подшипниках и щетках не позволяет сделать это обычным способом.
Задача разбивается на 2 этапа:
I.найти точку установки груза
II.подобрать массу груза
Поэтапно:
1. Снимаем декоративную решетку, наносим на обод в районе конца лопасти линию c номером лопасти, я использовал флакончик с кисточкой-пробкой для подкраски.
2. Собираем измерительную установку. На радиатор закрепляем (например, суперклеем) магнит от дверной защелки; у меня рамка радиатора (ваз2110) из оцинковки, я его просто примагнитил. В качестве датчика вибрации используем любую катушку с сердечником. Для первых опытов я использовал ферритовый стержень от радиоприемника, но число витков было маловато и ЭДС незначительно.
Потом я применил тяговую катушку от реле (чем выше рабочее напряжение, тем лучше), сняв подвижный магнитопровод-толкатель.
Катушка жестко крепится к двигателю, причем зазор между торцом катушки и магнитом подбирается экспериментально по максимуму ЭДС (раскрутив вентилятор до рабочей частоты вращения), после чего болт затягивается и в процессе измерения лишний раз ничего не трогается. ЭДС, наводимая в катушке, будет пропорциональна частоте вращения и линейному перемещению магнита (в первом приближении). Частоту считаем постоянной и для простоты биения измеряем в милливольтах или микроамперах переменного тока. Я измерял в микроамперах, мой мультиметр в таком режиме оказался чувствительнее
Хочу добавить, что далеко не каждый китайский мультиметр имеет такой режим измерения, и его следует искать в первую очередь.
3. Установка готова, приступаем к измерениям. Достаем перемычку из места постоянного хранения:
Вынимаем 3-е реле и вставляем перемычку:
Дав раскрутиться вентилятору, фиксируем величину начального биения, у меня -102мкА. Останавливаем, лепим кусочек пластилина под 1 риску (как на первом фото). Массу следует подобрать такую, чтобы биение стало примерно в 1,5 раза больше или меньше. Записав величину биений, аккуратно переставляем наш грузик (без потерь массы пластилина) под следующую риску, замеряем – и так обходим все риски.
Итого моя таблица:
Номер лопасти |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Биения, мкА |
140 |
140 |
160 |
135 |
60 |
31 |
По таблице строим такой график:
Из графика понятно, что искомая точка
Лопасть |
5 |
5,25 |
5,5 |
5,75 |
6 |
Биения,мкА |
65 |
30 |
10 |
11,5 |
31 |
Уточняем график:
Проводим аппроксимацию наклонных линий двумя прямыми, и в точке пересечения будет искомое место, в данном случае – 5, 625.
4. Устанавливаем в вычисленное место наш пластилин и начинаем изменять его массу и отступ от края обода, добиваясь минимальных показаний мультметра. У меня меньше 7-8мкА так и не показал.
5. Отчищаем тщательно весь пластилин и взвешиваем. Мой противовес потянул на 1,1 грамма. На тех же весах подбираем аналогичный груз, но уже из винтиков, гаечек и шайбочек.
6. В ободе сверлится отверстие (где — думаю понятно), наполовину нарезается резьба, устанавливаем подобранные метизы, гаечки ставим на герметик:
Проверяем величину биения (если измерительная установка не трогалась), корректируем массу герметиком. Готово!
Итого: биения по нашему показометру уменьшились в 102/8 ≈12 раз. Чтобы проверить, работает ли вентилятор, приходиться выключать магнитолу; раньше вибрировало даже рулевое колесо.