Рычаги от Святогора в 2141
Чтобы разобраться в том, как сделать подвеску надежнее, затронем историю модернизации шарниров. Ведь в конце концов на заводе пришли к положительным результатам, подтвержденным испытаниями.
Вид снизу спереди на стабилизатор поперечной устойчивости. Здесь уже стоят литые скобы. | Подушки штанги стабилизатора. Слева – последний вариант. |
Скобы штанги стабилизатора. Внизу – измененная. | Правильная ориентировка скоб подушек штанги стабилизатора – «широкой» стороной вовнутрь автомобиля. |
Шарниры штанги стабилизатора. Слева – модернизированный. | Модернизированный сайлент-блок (внизу) заменяет три детали разом. Кстати, судя по форме ребер, упоры на фото явно из племени самоделок. |
Оптимальный комплект деталей для переборки подвески: рычаги с запрессованными «ушастыми» сайлент-блоками, модернизированные шарниры штанги стабилизатора, подушки и скобы. |
Необходимость таких работ стала особенно очевидной при подготовке к производству более тяжелых модификаций «Москвича» – прежде всего, с мощным двигателем «Рено». Нагрузки на подвеску существенно увеличились. К модернизации завод подталкивали и московские таксисты с их агрессивным стилем езды, да и многие владельцы-практики.
Идеология работ выражалась двумя словами: массив и натяг. И то и другое надо было увеличить.
На фото 2 справа показываем исходную, старую подушку штанги стабилизатора – 2141-2906040. Приступив к модернизации, сначала увеличили только ее высоту (рис. 1), сохранив скобу штанги стабилизатора – натяг, соответственно, вырос. (Гаражные умельцы достигали похожего результата, прокладывая между поперечиной и подушкой прокладку – например, кусок камеры от шины грузовика. Или делали вставки из полоски стали толщиной 1,5 мм – рис. 2.)
На следующем этапе подушка раздалась в ширину и лишилась «гребня», страхующего от поперечных смещений. Такая деталь – 2336-2906040 – показана на фото 2 слева. Предназначенная для нее скоба теперь имеет буртики по краям. Они удерживают подушку и заодно увеличивают натяг (фото 3, нижняя).
Чтобы увеличить жесткость скобы, перешли от штамповки из листа к литью. Вид «паровозный», но о деформациях от случайного удара с тех пор забыли – такую не согнешь (фото 3, верхняя). Кстати, скоба подушки несимметрична: чтобы все правильно работало, ее нужно ставить «широкой» стороной внутрь автомобиля (фото 4).
Если вам негде купить скобы и подушки последнего варианта, вспомните хотя бы гаражный способ увеличения натяга.
Рис. 1. Изменение высоты подушки штанги стабилизатора. | |
Рис. 2. Варианты увеличения натяга подушки штанги стабилизатора. | |
Рис. 3. Неправильный способ увеличения натяга шарнира штанги стабилизатора. 1 и 2 – места повреждения шарнира. | Рис. 5. Основные размеры «ушастого» сайлент-блока 2141-2904046. |
Рис. 4. Основные размеры рычага подвески для модернизированных шарниров. |
Модернизированные шарниры штанги стабилизатора 2141-2906044-10 (фото 5, слева) внешне очень похожи на прежние, 2141-2906044 (фото 5, справа). Но они невзаимозаменяемы – угол конуса теперь больше. Одновременно изменились посадочные места в рычаге, натяг в соединении увеличился. Новый рычаг ставится только с новыми шарнирами.
Кстати, гаражный разум и для этого шарнира придумал «панацею» (рис. 3): отрезав часть внутренней арматуры, шарнир можно затянуть сильнее. Вот только эффект быстро пропадал – из-за перенапряжения шарнир разрушался по показанным местам. Так делать не стоит.
Побороть капризы упоров сайлент-блока рычага в гараже трудно… А конструкторы радикально изменили весь шарнир (фото 6): вместо двух упоров и сайлент-блока 2140-2904046, оставшегося от «сорокового» «Москвича» (на фото – вверху), получился «ушастый» сайлент-блок 2141-2904046 (внизу). Диаметр отверстия в рычаге уменьшили с 39 до 32 мм. Теперь для ремонта подвески лучше покупать рычаг в комплекте с запрессованными сайлент-блоками. Самому собрать весьма трудоемко – понадобятся пресс и специальные конические оправки. Имейте в виду: «правильные» рычаги (рис. 4) выпускаются только под «ушастый» сайлент-блок (рис. 5) и измененные шарниры штанги стабилизатора (фото 5) одновременно. Рычаги с иными сочетаниями – халтура.
Чтобы надолго забыть о ремонте подвески, покупайте все модернизированные детали разом (фото 7, таблица). И не смущайтесь, если на ценнике написано «для Святогора». Как бы ни пыжились не помнящие родства «богатыри» да «князья», от работяги «Москвича», в коем их корни, они недалеко ушли.
ЦЕНЫ ДЕТАЛЕЙ ПОДВЕСКИ, руб. | |||
Наименование детали | Количество, шт. | Цена за 1 шт. | Общая цена |
Шарнир штанги стабилизатора | 4 | 19 | 76 |
Подушка штанги стабилизатора | 2 | 15 | 30 |
Скоба штанги стабилизатора | 2 | 39 | 78 |
Рычаг подвески в сборе | 2 | 225 | 450 |
Итого: | 634 |
Автор: Виталий Урюков