Стартер
Для пуска двигателя применяется стартер, представляющий собой электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением. Электродвигатель такой конструкции развивает возрастающий крутящий момент при увеличении торможения якоря, что облегчает пуск двигателя. Сила тока, потребляемого стартером при его работе, не остается постоянной и зависит от состояния аккумуляторной батареи, сопротивления электрической цепи и частоты вращения якоря.
Вследствие большого сечения и малой длины проводников обмотки якоря и обмотки возбуждения стартер обладает очень малым сопротивлением, поэтому в момент включения стартера, а также при полном торможении якоря, когда в его обмотке не индуктируется обратная ЭДС. пусковая сила тока, в частности у стартера 4216.3708, достигает 600 А, при холостом ходе якоря снижается до 85 А. С увеличением силы тока, потреблемого стартером, возрастает магнитный поток возбуждения, который взаимодействуя с магнитным потоком якоря, создает возрастающий крутящий момент, что облегчает вращение коленчатого вала двигателя. Крутящий момент достигает наибольшей величины при полном торможении якоря — при питании стартера от исправной и полностью заряженной аккумуляторной батареи, когда в цепи стартера сила тока достигает максимальной величины (и магнитный поток максимальный).
На двигателе модели 2106-70 уста-навливается стартер 35.3708 или 425.3708, а на двигателях моделей 331 и 3317 — стартер 4216.3708. Оба стартера представляют собою четырехполюсные электродвигатели постоянного тока со смешанным возбуждением, электромагнитным включением шестерни привода и дистанционным управлением. Стартеры оборудованы сцепным устройством для соединения и разъединения зубчатого колеса якоря стартера с зубчатым венцом маховика коленчатого вала двигателя. По конструкции и принципу действия стартеры идентичны, отличаются только по мощностным показателям, способу крепления на двигателе и подсоединением электропроводов. Оба стартера расположены в задней части двигателя: стартер 35.3708 с правой стороны, стартер 4216.3708 — с левой. Устройство стартера 4216.3708 Стартер 4216.3708 (рис. 40) имеет четыре полюса, на которых расположены обмотки возбуждения, три из которых соединены между собой последовательно, одна — параллельно. Якорь 72 стартера вращается в двух бронзографитовых подшипниках, установленных в передней 63 и задней W крышкак. На задней крышке укреплены два изолированных и два замкнутых на корпус 74 щеткодержателя, в которых помещены щетки. Изолированные щет-кодержатели соединены между собой медной перемычкой. К одному из них подведен конец трех последовательно соединенных обмоток возбуждения.
Второй конец этих обмоток при-соединен к зажиму тягового реле. Щетки прижимаются к коллектору пружинами. На конце вала якоря находится привод стартера, состоящий из шлицевой втулки 65 и муфты 69 свободного хода с зубчатым колесом 68. Втулка 65 имеет возможность свободно перемещаться по лентонной резьбе якоря и связана с приводным зубчатым колесом 68 с помощью муфты 69. Муфта свободного хода роликового типа состоит из наружной обоймы, закрепленной на фланце шлицевой втулки 65, внутренней обоймы, изготовленной как одно целое с зубчатым колесом 68, и роликов с плунжерами и пружинами, расположенными между обоймами в пазах и гнездах наружной обоймы. При включении стартера вращение от вала якоря передается через втулку 65 на наружную (ведущую) обойму муфты 69. При вращении наружной обоймы ролики, сдвигаясь под действием плунжеров с пружинами в узкую часть пазов, заклинивают внутреннюю обойму, и обе обоймы с зубчатым колесом 68 начинают вращаться как одно целое. При зацеплении зубчатого колеса с венцом маховика обеспечивается пуск двигателя. После пуска двигателя частота вращения маховика превысит ту его частоту вращения, которая была в процессе пуска двигателя, и уже маховик начнет вращать зубчатое колесо 68 с внутренней обоймой муфты, с большей частотой вращения, чем частота вращения вала якоря стартера с наружной обоймой муфты.
При этом ролики муфты, сдвигаясь из-за трения о внутреннюю обойму в сторону расширенной части пазов наружной обоймы, расклинят обойму, и крутящий момент от маховика не будет передаваться на вал якоря стартера, а зубчатое колесо с внутренней обоймой будет свободно вращаться на валу якоря. Включение привода осуществляется электромагнитным тяговым реле, которое прикреплено двумя болтами к корпусу стартера. Реле имеет катушку с втягивающей 66 и удерживающей 60 обмотками. Внутри катушки находится якорь 62, хвостовик которого соединен с рычагом 64 привода стартера. На другой стороне якоря закреплена контактная пластина 57. На якоре установлена возвратная пружина.
Стартер работает следующим образом. При повороте ключа выключателя зажигания в положение, соответствующее включению стартера, ток от аккумуляторной батареи через клемму замка зажигания поступает на обе обмотки тягового реле, создавая в катушке суммарное электромагнитное поле. Под действием магнитного поля якорь тягового реле втягивается в катушку и посредством рычага 64 привода и поводковой муфты вводит зубчатое колесо 68 в зацепление с венцом маховика. В конце хода якорь с помощью контактной пластины замыкает оба зажима тягового реле, включая стартер, и через контактную пластину 57 замыкает накоротко добавочное сопротивление катушки зажигания (только у стартера двигателя 331).
В момент замыкания зажимов реле происходит закорачивание втягивающей обмотки, после чего якорь тягового реле удерживается во втянутом положении только удерживающей обмоткой. После пуска двигателя и установки ключа выключателя за-жигания в исходное положение ток в цепи прерывается, якорь тягового реле под действием возвратной пружины возвращается в первоначальное положение и выводит зубчатое колесо привода из зацепления с венцом маховика. При этом контактная пластина размыкает контактные болты 54. Если при включении стартера торцы зубьев зубчатого колеса привода случайно упрутся в торцы зубьев венца маховика, то рычаг тягового реле, перемещаемый втягиваемым якорем, сожмет буферную пружину шлицевой втулки 65, а когда контактный диск подключит стартер к аккумуляторной батарее и якорь стартера провернется, сжатая буферная пружина введет, зубчатое колесо привода в зацепление с зубьями венца маховика. При заедании зубчатого колеса привода маховика в момент прерывания тока в обмотке тягового реле поводковая муфта, состоящая из двух половин, под действием возвратной пружины якоря преодолеет усилие вспомогательной пружины, расположенной с левой стороны муфты, и даст возможность отвести контактный диск от зажимов реле, выключив рабочую цепь стартера, чем и предотвратит разряд батареи.
1, 68. Зубчатое колесо привода зубчатого венца маховика коленчатого вала.
2. Ролик муфты свободного хода.
3. Наружная обойма муфты.
4. Корпус муфты
5. Резиновая заглушка.
6, 64. Рычаги включения зубчатого колеса привода.
7. Хвостовик якоря.
8, 63. Крышки со стороны привода (передние).
9. Возвратная пружина реле.
10, 62. Якорь реле.
11. Фланец реле.
12. Обмотка реле.
13. Шток реле.
14. Пластмассовая втулка штока.
15. Сердечник.
16, 57. Контактные пластины.
17. 55. Крышка реле.
18, 54. Контактные болты.
19, 47. Крышки стартеров со стороны коллектора (задние).
20. Тормозной диск крышки.
21. Тормозной диск вала якоря.
22, 49. Валы якорей стартеров.
23, 40, 66. Втулки крышек стартеров (подшипники).
24. Обмотка статора.
25. Полюс статора.
26, 74. Корпуса статоров.
27, 52. Обмотки якорей статоров.
28. Ограничитель хода зубчатого колеса привода.
29. Ограничительный диск хода зубчатого колеса привода.
30. Поводковое кольцо.
31. Подшипник поводковой муфты.
32, 65. Шлицевые втулки.
33. Буферная пружина.
34. Вкладыш шлицевой втулки.
35. Втулка.
36. Шайба.
37. Запорная пружина
38. Упорная шайба.
39. Регулировочная шайба.
41. Клемма щетки стартера.
42, 48. Коллекторы. 4
3. Перемычка.
44, 75. Пружины щеток.
45. Щеткодержатель.
46. Щетка.
50. Траверсат.
51. Щеткодержатель щетки отрицательного вывода.
53, 36. Контакты реле.
58. Стержень якоря.
59, 93. Втягивающая обмотка
60, 92. Удерживающая обмотка
61. Реле.
67. Ограничительно. кольцо.
69. Муфта
70. Центрирующий диск.
71. Бандажное кольцо
72. Якорь стартера.
73. Катушка обмотки стартера.
76. Щеткодержатель щетки положительного вывода.
77. Кожух.
78. Торцовый изолятор.
79. Сердечник.
80. Вторичная обмотка.
81. Магнитопровод.
82. Первичная обмотка.
83. Зажим первичной обмотки.
84. Выводная клемма высокого напряжения.
85. Крышка.
86. Зажим низкого напряжения ВК.
87. Шпика.
88. Изолятор добавочного резистора.
89. Добавочный резистор.
90. Аккумуляторная батарея.
91. Амперметр.
94. Замок зажигания.