Воздушный поток и задняя часть автомобиля
Пожалуй, наибольшее влияние на коэффициент обтекаемости оказывает именно задняя часть автомобиля, и вот почему: в задней части воздушный поток отрывается с образованием завихрений. Заднюю часть автомобиля практически невозможно выполнить обтекаемой настолько, чтобы она повторяла форму дирижабля (считается наиболее обтекаемой), так как длина его должна быть в 6 раз больше ширины. Форму задней части автомобиля ищут еще более скрупулезно, чем передней. Наибольшее распространение получили три варианта формы задней части автомобиля: ступенчатая, плавноспускающаяся и тупая.
Задний контур крыши и положение стекла определяются посадкой пассажиров на заднем сиденье и его шириной. Результаты последних исследований, проведенных в аэродинамической трубе, показывают, что угол наклона задней части автомобиля оказывает наибольшее влияние на коэффициент обтекаемости. Вихревой поток срывается сзади заднего стекла на небольшом участке поперечного сечения, и подбор угла наклона заднего стекла является для конструкторов наиболее сложным. Область турбулентного потока, которая насыщена отработавшими газами и пылью, охватывает площадь задней части вплоть до заднего окна, стекло всегда оказывается запыленным, и если уплотнения негерметичны, то в салоне чувствуется запах отработавших газов. Такой тип контура задней части характерен для автомобилей грузопассажирского варианта, при проектировании которых стараются максимально использовать объем салона.
Можно прийти к выводу, что самый оптимальный вариант наклона заднего стекла должен быть близким к 10°, однако не следует забывать об обеспечении необходимой обзорности сзади, особенно при движении в дождь и снегопад, когда требуется самоочищение заднего стекла. Поэтому на автомобилях часто устанавливают стеклоочистители заднего стекла и применяют обогрев.
Влияние заднего спойлера на коэффициент обтекаемости изучалось многими исследователями. Одни из них считают, что оптимальная высота спойлера, устанавливаемого на задней кромке кузова, составляет около 60 мм, другие предлагают ограничиться 40 мм. В домашних же условиях проверить справедливость этих рекомендаций, конечно, сложно, поэтому те, кто решился поставить самостоятельно спойлер, делают несколько вариантов и выбирают из них оптимальный.