Крэш-тест - дорога в жизнь

Все знают, что такое крэш-тест, но не все знают для чего, же он нужен, и по каким правилам он проходит. Для того чтобы вывести автомобиль на рынок, производитель или импортер обязан провести крэш-тест. По результатам этих тестов эксперты выставляют баллы, сумма которых и определяет общий рейтинг крэш-теста.

Рассмотрим крэш-тест на примере АВТОВАЗа. Комплекс ударных испытаний АВТОВАЗа был заложен в 1984 году и на момент сдачи в эксплуатацию представлял простой стенд c линейным электродвигателем и железобетонным кубом, с набором простого оборудования вроде тележки для имитации наезда сзади и маятников для испытаний бамперов. Но это было в прошлом, а в настоящее время вазовский комплекс ничуть не уступает европейским. Он имеет современное оборудование: ударопрочные регистраторы, собирающие информацию с сотни датчиков одновременно, видеокомплекс Kodak способный делать 2000 кадров в секунду, сложную систему освещения. Ну и главные участники крэш-теста – это манекены. На АВТОВАЗе они тоже последнего поколения Hybrid III, которые появились здесь еще десять лет назад, позволив с 1998 года начать программу испытаний по европейским правилам – с ударами в деформированный барьер. А крэш-тесты по довольно жестким правилам EuroNCAP начали проводить в 2000 году после закупки «боковых» манекенов EuroSID-1 и манекенов трех- и шестилетних детей.
Как получают общий рейтинг?

EuroNCAP, так называемый звездный рейтинг, — очень грубая оценка степени безопасности автомобиля. Более точный показатель – количество баллов, насчитываемых по результатам фронтального и бокового крэш-тестов. Сумма этих баллов дает возможность начислить определенное количество звезд. Общее количество баллов не должно превышать 37: максимум по 16 за фронтальный и боковой удары, еще 2 балла дается за успешное прохождение дополнительного бокового удара в столб (этот тест проводится только при наличии надувных занавесок защиты головы), плюс еще 3 за наличие сигнализаторов о непристегнутых ремнях безопасности. Эксперты обрабатывают данные с датчиков и выставляют оценки по 4 бальной шкале по множеству параметров, объединенных в группы. Для фронтального удара таких групп четыре: голова и шея, грудь, ноги (колени, бедра, таз), ступни. Оценка группы становится значение худшего из параметров внутри нее (не важно у «водителя» или «пассажира») за вычетом вероятностных штрафных баллов (за нестабильный контакт вместе касания элементов автомобиля). А уже финальный рейтинг складывается из суммы оценок в каждой группе.

В год на АВТОВАЗе бьют по сотне машин, а общее количество крэш-тестов скоро перевалит за тысячу. Посмотрим, повлияет ли это на безопасность выпускаемых автомобилей.
Дата публикации: 27.09.2007